Влажная переработка воскового сырья

переработка воскового сырья

Наиболее эффективный метод переработки - влажная переработка воскового сырья заключается в том, что исходное сырье разваривается в мягкой воде или нагревается водяным паром, после чего из него извлекается расплавленный воск. Извлечение воска может происходить как отцеживанием (самотеком), так и прессованием.

Как производится влажная переработка воскового сырья.

Перед началом влажной переработки сырье сортируется. Темное и загрязненное примесями сырье обязательно измельчается и замачивается в течение 1-2 суток с 3-4-кратной сменой воды. Светлую сушь перерабатывают отдельно, и ее можно предварительно не замачивать.

В настоящее время существует огромное количество конструкций водяных и паровых воскотопок. Далее мы будем говорить только об отдельных аспектах влажной переработки и о самых простых вариантах воскотопок из подручных материалов.

Заслуживает внимания, на наш взгляд, паровая воскотопка с отдельным парогенератором.

Принцип действия топки основан на том, что в закрытую камеру, где предварительно устанавливаются рамки с сушью, через верхний патрубок подается водяной пар от автономного парогенератора. В качестве последнего может быть использована любая емкость достаточного объема с плотно закрытой крышкой, в которую впаян патрубок для выхода пара.

Пар, поступая в закрытую камеру с восковым сырьем, плавит сушь, которая частично самопроизвольно падает с рамок на сетчатое дно, и из нее выделяется расплавленный воск, который самотеком по наклонному поддону через выводящий патрубок выходит наружу. Через этот же патрубок из внутренней камеры удаляются наружу излишки отработанного пара.

Несомненное достоинство этой воскотопки состоит в том, что соты из перерабатываемых рамок не надо вырезать. Рамки в топку загружаются целиком, где они в процессе переработки проходят температурную стерилизацию.

Как уже было сказано, мы не являемся сторонниками выдавливания из сырья воска до последнего "миллиграмма" вместе с загрязняющими его примесями. Однако легкое прессование считаем допустимым. В этом плане порекомендуем самый простой ручной восковой пресс щипцы», который легко изготовить из плотного дерева самостоятельно.

Разваренное восковое сырье грузят в крепкий мешочек (например из мешковины), который помещают между двумя досками, соединенными шарнирно. Мешочек отжимают дважды, поворачивая его по отношению к шарниру то одной, то другой стороной. Количество сырья в мешочке не должно быть большим. Оптимально его должно быть столько, чтобы после прессования оставалась сухая «лепешка» толщиной не более 20 — 25 мм.

Простую паровую воскотопку можно сконструировать из бытовой паровой соковарки.

На дно емкости наливается вода. На эту емкость ставят паронепроницаемую емкость с отверстиями в дне, на которую устанавливается емкость для сбора воска (например эмалированная тарелка). Верх первой емкости обвязывают марлей в два слоя, на которую укладывают подготовленное к переработке измельченное воскосырье. Сверху устанавливается другая емкость дном вверх. Восковку ставят на огонь. После закипания воды пар нагревает сырье, воск плавится и стекает в сборник. Периодически нужно снимать верхнюю и аккуратно помешивать сырье. Можно добавлять и новые порции сырья, но при этом практическим путем надо установить, какое количество можно добавлять, чтобы сборная емкость не переполнилась воском.

Хомячковый рай. Уйти и потеряться:

Как провести оценку натуральности воска

оценка воска

Для оценки натуральности воска в первую очередь используются органолептические показатели.

Цвет воска. Натуральный воск без посторонних примесей в зависимости от сорта имеет белый, светло-желтый, светло- или темно-коричневый, светло-серый цвет. Цвет, как правило, позволяет оценить только грубую фальсификацию воска. Чем больше в воске загрязняющих примесей, тем интенсивнее его окраска. Но в то же время нормальный по цвету воск может иметь нежелательные примеси, добавленные к нему в небольших количествах. По этим причинам цвет в основном может использоваться при определении сортности воска.

Запах воска. Запах натурального воска — медовый, приятный, от сильного до слабого. Посторонний запах свидетельствует о наличии примесей. Чаще всего по запаху можно определить добавки канифоли, церезина, парафина, стеарина или других примесей, имеющих ярко выраженный запах.

Характер поверхности воскового слитка. У натурального воска поверхность образца окрашена равномерно и без каких-либо рисунков (узоров), на ощупь нежирная, твердая, при протирании сухой чистой тканью — блестящая. Примесь церезина вызывает появление четкого пятнистого или муарового рисунка. На светлых образцах воска рисунок заметен меньше. Однако подобный рисунок может появиться и у натурального воска при быстром и неравномерном его остывании. От примеси парафина застывший воск становится на краях прозрачным.

Следует заметить, что органолептические показатели воска могут изменяться в зависимости от состава и свойств продукта (продуктов), который используют для фальсификации, от количества примесей и от температуры образца.

Затем проверяются различные показатели воска путем проведения специфичных проб.

Усадка при застывании воска. При медленном равномерном остывании натуральный воск дает слегка вогнутую поверхность. Если слиток имеет толщину более 3 см или воск быстро неравномерно остывал, то вверху в центре слитка может образоваться трещина. Церезин и еще в большей степени парафин увеличивают усадку слитка при остывании, отчего верх его оказывается достаточно сильно вогнутым.

Проба царапанием. Проводится острым концом твердого предмета (гвоздь, нож) так, чтобы получить стружку. Натуральный пчелиный воск образует свертывающуюся в спираль довольно длинную стружку. Длина этой стружки зависит от наружной температуры — чем холоднее, тем короче стружка, и от степени чистоты воска (загрязнения его сопутствующими естественными примесями). При добавлении церезина стружка становится ломкой, при добавлении парафина или канифоли — крошится.

Проба жеванием.При жевании натуральный воск не пристает к зубам. При добавлении церезина, сала и канифоли проба липнет к зубам. По привкусу, не характерному для воска, можно определить примесь парафина.

Сжигание воска. При сгорании чистого воска выделяются углекислый газ и вода, которые сами по себе не имеют запаха. Небольшое количество естественных примесей в воске при их сгорании придают воздуху приятный «ладанный» запах. При сгорании воска с искусственными воскообразными веществами появляются посторонние запахи. Так, например, при сгорании воска с примесью животного жира в воздухе появляется едкий неприятный запах.

Искусственно отбеленный воск сминается с трудом, он рассыпчатый, шероховатый на ощупь. При небольшом (до 10%) добавлении церезина пластичность приобретается при более длительном разминании. При 15-20% примеси церезина проба делается гладкой, скользкой на ощупь, но к пальцам не прилипает. В тонких пластинках появляется белесоватый оттенок. При добавлении парафина проба быстро становится блестящей, скользкой и жирной на ощупь. Два шарика не скатываются в один. В тонких пластинках проба прозрачная. При наличии стеарина воск теряет способность разминаться в пластичную массу. При добавлении канифоли проба прилипает к пальцам. При добавлении сала проба становится жирной на ощупь, в тонком слое непрозрачная.

Вероятность определения наличия фальсификации воска увеличивается, если анализ подлинности воска проводить по максимально полному перечню показателей. При этом в сомнительном случае решение о фальсификации можно принимать только при наличии не менее трех показателей, указывающих на присутствие фальсификации в данном образце.

Если в образце будет присутствовать явный признак грубой фальсификации (не характерные для воска цвет, запах, узоры на поверхности и т. п.), то такой образец может быть признан фальсификатором и по 1-2 показателям. В противном случае предлагается следующий алгоритм определения подлинности воска по органолептическим показателям.

    В соответствии с этими предложениями определение подлинности воска можно проводить таким образом:
  1. Оценить цвет, характер поверхности образца и усадку при застывании воска.
  2. Провести пробу царапанием.
  3. Разбить образец ударом молотка.
  4. Оценить характер излома.
  5. Отрезать кусочек воска ножом. Оценить характер среза ножом.
  6. Провести пробу на разминание.
  7. Оценить запах воска после разминания (теплый воск «раскрывает» свой запах).
  8. Кусочек воска поднести к открытому пламени (спичка, зажигалка) и оценить запах сгорающего воска.
  9. При необходимости провести пробу жеванием.
  10. Осветить образец воска ультрафиолетовым детектором (используется для оценки подлинности денежных купюр). Оценить флуоресцентное свечение.

После проведения каждой оценки в таблице проставляется «+», если данный показатель свидетельствует о возможности фальсификации, в противном случае проставляется знак «-». Если количество «плюсов» составляет 3 и более, то с большой вероятностью можно утверждать, что по органолептическим показателям данный образец является фальсификацией воска.

Хомячковый рай. Уйти и потеряться:

Свободный и связанный воск в восковом сырье

воск в восковом сырье

Свободный воск — это такой воск, который не связан с не восковыми веществами воскового сырья и самопроизвольно выделяется при расплавлении. Если осуществлять перетапливание суши при температуре 80-100 °С в солнечной или другой воскотопке, где имеется возможность свободного стока расплавившегося воска, то это и будет свободный воск.

Но в оставшихся после этого вытопках будет оставаться еще достаточно большое количество воска, связанного с не восковыми веществами. Этот воск в виде очень мелких частиц находится в капиллярах коконов и других не восковых составляющих частей сырья и удерживается силами молекулярного сцепления и электростатическими силами.

Поскольку в низкосортном восковом сырье не восковых примесей может быть до 50% и более, то простое нагревание такого сырья и даже разваривание его в кипящей воде не вызывают самопроизвольного выделения воска, так как в таком сырье весь воск может находиться в связанном виде.

Для определения количества свободного воска в зависимости от восковитости суши был проведен следующий эксперимент.

При сухой переработке из суши выделяется воска меньше, чем при разваривании в воде. Объясняется это тем, что при сухой переработке все не восковые составляющие суши остаются (поскольку не могут быть вымыты водой) и связывают дополнительное количество воска, уменьшая тем самым относительное количество свободного воска в суши. В то же время при разваривании растворимые примеси суши вымываются водой и при этом они не будут связывать свободный воск, относительное количество которого в суши увеличивается.

Учитывая это, можно предположить, что если перед сухой перетопкой измельченную восковую сушь несколько раз замочить в воде, то выход воска будет такой же, как и при разваривании суши в воде.

    Таким образом можно вывести не сложные условия повышения выхода воска:
  • при традиционной сухой переработке (без предварительного замачивания в воде) нецелесообразно перерабатывать сушь III сорта с восковитостью 40-55%;
  • восковое сырье с восковитостью менее 40% (вытопки, черные соты) нецелесообразно перерабатывать простым развариванием в воде;
  • светлая сушь с восковитостью 90% и выше, почти полностью состоит из свободного воска и является лучшим сырьем.

Хомячковый рай. Уйти и потеряться:

Прыг: 01 02 03
    Различная информация:
август 2017
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
    Интересное в сети:

Блог о пчеловодстве